Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

centaurito

Про преемственность

sabari пишет совершенно правильные вещи про, я бы сказал, преемственность профессионализма среди искусствоведов-ориенталистов, но это можно смело расширить на все культурологические и вообще гуманитарные науки. А мне вчера рассказали грустную историю про то, как в некоем универе жила-была, да и теперь живёт-бывёт КАИФ, и был на ней в учебной программе курс статистико-комбинаторных методов в археологии, и читала его заслуженных лет дама-палеолитчица, вполне себе милый и душевный человек, но абсолютно нулевой преподаватель - видимо, потому и ветеран оной КАИФ. И оказывается, несколько лет назад, ещё при предыдущем завкафедрой, один из главных моих учителей предложил кафедре помощь: бесплатно прочесть аналогичный спецкурс, просто, вежливо говоря, для разнообразия, а на самом деле - чтобы хоть кто-то хоть что-то знал. Предложение, естественно, аккуратно замяли - не обижать же заслуженных лет палеолитчицу, а что студентам не повезло - ну так кого ж это всерьёз заботит-то? - и это при том, что кафедрой тогда заведовал умный и талантливый человек, хотя и не без заскоков, но педагог что надо.

Так вот, sabari совершенно верно пишет - не надо катить бочку на "старую школу", другой-то нет и не скоро будет. К этому надо добавить, что прогноз дан крайне вежливо, даже обходительно. Точнее сказать - и не будет вовсе, потому что и у "старой школы" есть свой балласт, и именно этот балласт - цеплючее всех, фиг сорвёшь с места, где присосётся. Collapse )
centaurito

Школа мухлежа

До чего же хитроумен отечественный изыскатель, когда ему надо что-нибудь этакое доказать - ужас. Вот, скажем, видный оружиевед Худяков решил, что енисейские кыргызы на досуге изучали буддизм. А у кыргызов на рубеже I-II тысячелетий как раз во всякой мелкой торевтике прут та-акие мотивы... Ну, типа пламенеющей жемчужины, о которой я недавно упоминал. Но! - не всякий же буддизм нужен тов. Худякову, ему нужен буддизм только из Восточного Туркестана, потому что с точки зрения данного товарища, сей Туркестан был кыргызами завоёван. А из других мест никакого буддизма, соответственно, не требуется. Да вот беда - Длужневская со своими кыргызо-киданьскими аналогиями носится и говорит на основе систематических сопоставлений каких-то там тысяч вещиц, что эти самые буддийские образы кыргызы всего лишь передрали у киданей Восточной Ляо. И тогда учёный муж решает типа снижать пафос вокруг этих самых ляоских аналогий. И он пишет: «в Минусе найдено очень немного вещей киданьского производства, только одно зеркало с киданьскими иероглифами [64] и не одной монеты империи Ляо.[65]»

Самое прикольное тут - ссылки. Казалось бы, если берёшься упоминать минусинские находки зеркал, так не дури и ссылайся на книжку Лубо-Лесниченко. Но вдумчивый автор не хочет просто про зеркала, потому что зеркал-то ляоского времени в Минусе до чёрта, и тут никакого снижения пафоса не предвидится. И ставится ссылка [64] на статью Старикова про это несчастное зеркало с иероглифами. Мол, фигли нам остальные? - с иероглифами-то лишь одно. Но без ссылки на Лубо всё равно не обойдёшься, и хитроумный Худяков вытаскивает статью Лубо про... монеты, и ссылается на отсутствие в Минусе ляоских монет - [65]. В итоге - и про зеркала успешно слукавил, и на Лубо сослался.

Учитесь, желторотики, у мастеров. :))
centaurito

Как было и как стало

Наткнулся на форуме сайта kyrgyz.ru на грустную тему про околонаучные баталии в Абакане, Бутанаев там на Тугужекову обиделся и устроил публичную разборку со сливом ругани в прессу. Это ещё не самая бурная грызня - на фоне, например, перепалки Худякова с Кубаревым (ссылки даю не на оригинал, — он в сети есть, но серверок там настолько тормозной, что лучше о нём и не думать) — это просто детский лепет; но вот почему-то обидно мне, что в такие выяснялова ударился именно Бутанаев. Потому что собственные воспоминания о нём у меня светлые и радостные.

Тогда, в 80-х, он ещё не был ни доктором, ни профессором, ни завкафедрой. Он был просто здоровенным, шумным и весёлым дядькой, который заявлялся в экспедиционный лагерь и ко всеобщему восторгу превращал его в чёрт знает что — с хохотом, пьянками, всякими симпатичными байками и научными дискуссиями одновременно. Как-то трудились у нас абаканские студенты, то есть преимущественно студентки, и среди них — этакая миниатюрная красавица-хакасочка, то ли дочь, то ли племянница какого-то местного бонзы; вела она себя крайне скромно и вежливо, вся такая чистенькая и аккуратная, с достоинством и без чванства — словом, вполне желанный в экспедиции человечек. И как раз приехал к нам Бутанаев. Разумеется, немедленно началось — тосты, песни, байки, выкрикивание ёмкого хакасского слова “Че!” и так далее, а потом Бутанаев, утратив способность поглощать угощение, решил пойти спать, но — надо же такому случиться! — перепутал палатки и ввалился аккурат к этому миниатюрному начальственному ребёнку, бухнулся на спальник и ну его уминать могучим своим туловищем. Умяв как следует, мирно задрых, так и не заметив под собою несчастную юную леди — а она в страхе и в отчаянии кое-как выкарабкалась и, естественно, немедленно уехала навсегда. Бутанаев же, проспавшись, вылез поутру из палатки, с хрустом потянулся и стал наслаждаться хорошей погодой и пейзажем — а было всё это на благословенном урочище Арбан, пейзажи там и впрямь хороши до невозможности — и никак не мог поверить, что чуть не расплющил невинное дитя.

Курировавший абаканских студентов Андрюша Готлиб по поводу этого происшествия чрезвычайно переживал и ответственно порывался что-то этакое предпринять и поправить, но многоопытный Глебыч, тогда ещё не профессор Савинов, но уже вполне умудрённый жизнью начальник СЕАЭ, отвёл Готлиба в сторонку и объяснил, что налицо внутриэтнический вопрос, нечего выводить его на международный уровень — ты ведь немец, я — русский, а они оба — хакасы; ну и чего мы тогда в это полезем со своей ответственностью, они сами разберутся, без нас. И ведь разобрались как-то, мирно и по-хорошему, без последствий.

Теперь, как следует из вышеприведённой ссылки, разбираются иначе. Увы.
centaurito

Субботние будни с подвыподвертом.

Неспешно выверяя и рихтуя картиночки для статеечки, обнаружил одну и ту же смешную лажу сразу в двух статьях былого учителя. Ну вот не занимался человек никогда типологией углублённо, некоторых фишек в упор не сечёт, что ж тут поделаешь. Многие вон вообще считают, что типология - это что-то вроде алхимии, но с подвыподвертом. Про подвыподверт, впрочем, не стану спорить. ;)

Но ведь придётся человека лишний раз клюнуть. Эх...

А ещё нынче Шендерович по радио всех ругал и клеймил, и вот как дошёл до втаптывания в грязь светлого имени и образа тов. Матвиенко, так сразу и забарахлил ретранслятор Эха Петербурга. Глупые, смешные охранители устоев, интернет-трансляция же есть, и файлы потом сразу на двух сайтах выкладывают!

Словом, не соскучишься с этим человечеством, зря врут мизантропы. ;)
centaurito

Про универ немножко

Всё же университетские сайты - потрясающая кладовая, как ни начнёшь там бродить - непременно что-нибудь этакое найдёшь. Сегодня вот познал мудрость универской структуры: на факультете философии и политологии СПбГУ есть, оказывается, Кафедра музейного дела и охраны памятников, что само по себе наводит на мудрые мысли, а вот на истфаке наличествует Кафедра музеологии, и это тоже не может не радовать. Будь я какой-нибудь вербицкий затейник, я бы раз в несколько лет заставлял указанные факультеты меняться означенными кафедрами, просто так, в порядке текущей реорганизации. Один чёрт Менделеевская, 5.

Но я не вербицкий затейник, а вербицкие затейники занимаются не вышепредложенным полезным ченджем, а разрушением структуры приуниверских НИИ, каковые лишены недавно самостоятельности и переподчинены факультетам. А и фиг бы - скажете вы, и будете неправы, ибо при этом оказались объединены квоты казённого листажа монографий, и факультетские орлы получают доступ к НИИшному заповедничку. Это я с замдиректора одного из переподчинённых институтов давеча пообщался, он мне и открыл этот побочный эффект обычной бюрократической мути. Я ничего не имею против издательской деятельности факультетов, наоборот, всячески её приветствую, но заповеднички-то зачем трогать?
centaurito

Полезные поломки

Всё же это правильно, что иногда у людей ломаются компьютеры, мобильники и прочие средства связи. Иначе когда бы я ещё нашёл повод зайти на огонёк к старинной приятельнице, видному ныне деятелю того-сего и даже этого, посмотреть на её вымахавшего на голову выше меня (а во мне за 180) сына, перемыть кости всему свету, узнать много смешного из внутренней кухни пресловутых Маршей, особопрогрессивной журналистики и повспоминать всякое. :) Пусть техника иногда отказывает - при правильном подходе к делу из этого выходит прок. :)

А вот что и где должно сломаться, чтобы я всё же нашёл время дойти до музея истории универа и таки полюбоваться на недавно привезённую наконец в Питер пегтымельскую выставку - ума не приложу. А всё потому, что нету в универе метро (типун мне, естественно, на язык). ;)
centaurito

Про практики

Экие новости: «... в Вузы поступают новые программы по бакалавриату. Принцип новых программ по сов.лозунгу: "Пять в четыре!". Особенно меня насстороживает свертка всяческих практик. Так, археологическая практика на истфаке снижена до двух недель...» (отсюда)

Ну, вообще-то пара недель, скажем, для музейной или там педпрактики - это ещё куда ни шло. Но в поле на пару недель - это уже дурь, конечно, ведь надо, чтоб практикант поучаствовал в работах на каждой стадии, от и до. Теоретически, если вывезти в поле несколько десятков оболтусов и натравить их на средних размеров курганчик, то за пару недель управиться ещё можно, но это не практика будет, а простое употребление рабсилы. Так что, пожалуй, именно таки дурь какую-то сваяли с этим бакалавриатом - остальное-то небось ничуть не лучше продумано...

А смешно, кстати, что студентам-археологам тоже вроде как положено проходить ту же псевдоархеологическую практику, несмотря на то, что уважающий себя студент-археолог и без того должен проводить в поле минимум четыре месяца ежегодно. Уже не помню, как мы избавлялись от шутовской обязаловки - кажется, просто брали бумажку у начальничков, и нам зачитывали нормальное поле за практику.
centaurito

Про учебники

Перелистывая (точнее, прокручивая страницы электронного текста) авдусинской "Археологии СССР", мысленно вёл с абстрактным собеседником высокоучёную беседу о том, как должен бы выглядеть нормальный сводный учебник археологии. Ну, скажем, надо ли разделять историю исследований, описательную часть и методику раскопок и кабинетных исследований (как тот же Авдусин разделил). Или надо просто писать отдельные учебнички по регионам.... или по эпохам... или пусть будет единый сводный толстый том?

Абстрактный собеседник, aka знаменитый внутренний голос, высказал мысль простую и злобную: самое вредное в таких книжках - текст. Текст должен быть загнан во внятные справочные таблицы, говоря клейновским языком, колонно-трассовых секвенций, в сопоставительные таблицы "отжатых" точек зрения ведущих спецов, в сводные таблицы установленных датирующих признаков и т.п. Иначе начинается тягомотная война автора с многократными повторами одних и тех же слов на странице (а как же! стиль!), а ещё образуются совершенно дикие выверты типа: "Сосуды сделаны без помощи гончарного круга — гончарное ремесло еще не обособилось (этого уровня достигла лишь металлургия)." - пишет Авдусин об одной из сибирских культур в абзаце, посвящённом керамике. Ну да, сосуды лепные; но при этом об уже "обособившейся", т.е. более развитой, по идее, металлургии - только здесь и только в скобках.

Так что хотя я и предпочитаю по-человечески написанные исследования, - справочник (чем, по сути, и служит хороший учебник) должен быть предельно формализован и внятен, картиночно-табличен и совершенно нехудожествен. Надо, пожалуй, и впрямь что-нибудь такое сделать. ;)
centaurito

О высоком... то есть о высшем... образовании

Сижу себе, никого не трогаю, почитываю статейку одного китаиста, как вдруг - вижу ссылку на статью под названием, пардон, "Цидань юй хуэйху као". То есть, значит, "Исследование взаимоотношений уйгуров и киданей". А мне надо. А оно - по-китайски. Вот ведь.

Если деление академических иститутов по видам источников ещё не вступает в противоречие со здравым смылам, то вот дублирование этой структуры в университетах - это они зря. Мне бы скажем, в те поры очень бы не помешал спецкурс по поиску нужных словечек в словарях восточных языков. И курс хотя бы основ чтения руники, ага. А то вот приходится по всякому поводу ставить на уши солидных людей... Словом, не источниковедческая должна быть структура в универе, а регионально-хронологическая (я про исторические науки).

Правда, фиг кто возьмётся. :(
  • Current Music
    элетромоторчик
  • Tags
centaurito

Цитатка с перехлёстом

« ... Люди, чью историю в школах корёжили и потрошили вeками, научились, нeсмотря ни на что, цeнить одинокий взгляд очeвидца.

А в школах историю нe то что корёжили — eё откровeнно пeрeвирали, пeрeкраивая то под одного, то под другого дeржавного христопродавца, причём кроили нe какиe-нибудь изначальныe, основныe тeксты, смeло прeодолeвая историчeскую правду — нeт, пeрeкраивали то, что оставалось от прeдыдущeй пeрeкройки, а наслоившиeся противорeчия прeодолeвали ужe простым враньём, из которого, таким вот образом, учeбники в основном и состояли. ... »

Нe бeз пeрeхлёста, конeчно, цитатка… но вот дeржу я в руках пeрвый том «Истории Тувы», Новосибирск, 2001, под рeдакциeй Вайнштeйна и Маннай-оола, читаю список авторов — и офигeваю от нeсовмeстимости позиций по принципиальнeйшим вопросам, смотрю в тeкст — и постоянно наталкиваюсь там на отчётливыe чeрты бeссмыслeнных компромиссов мeжду авторским мнeниeм и гeнeральной концeпциeй. Вот зачем, спрашивается, люди сами себя терзали, а?